Алексей Серов: Дефицит учителей — это общемировая проблема

    По данным Forbes Education, к 2030 году в мире возникнет острая нехватка учителей, предупреждают эксперты из ЮНЕСКО и Международной целевой группы «Учителя в образовании 2030». Это может серьезно повлиять на качество обучения, так как количество педагогов будет уменьшаться.

    Алексей Серов, депутат Казанской городской Думы, высказывает мнение о том, что проблема дефицита учителей существует не только в странах Африки к югу от Сахары, но также, например, в России:

    — Сложно сказать, в чем причина мировых тенденций дефицита учителей. Возможно, это связано в первую очередь с тем, что многие развивающиеся страны сейчас уделяют большое внимание образованию, стремясь улучшить его качество и увеличить число школ, что приводит к нехватке учителей. В России наблюдается другая ситуация. Система образования, особенно школьная, подвергается деградации. Например, майские указы президента Путина, направленные на повышение зарплат сотрудникам бюджетной сферы, привели к оптимизации, сокращению сельских школ, увеличению нагрузки на персонал и созданию дисбаланса в зарплатах учителей между крупными городами, такими как Москва или Санкт-Петербург, и провинцией.

    По мнению депутата, многие молодые и талантливые учителя стремятся переехать в крупные города, что приводит к дополнительному увеличению разрыва не только в количестве учителей, но и в качестве преподавания:

    — В настоящее время в школах наблюдается дефицит опытных педагогов, так как многие учителя старшего поколения уже ушли, а среднего возраста практически нет. Молодые учителя, которые сегодня приходят на замену, сталкиваются с трудностями в передаче знаний из-за отсутствия преемственности кадров. Это на самом деле проблема комплексная и решать ее необходимо тоже в комплексе. Важно увеличить заработную плату учителей и вовлечь их в активную жизнь школы. Эксперты ЮНЕСКО также отмечают необходимость таких мер в своих докладах. Вопрос заключается в том, готовы ли власти решать проблемы образовательной системы или предпочитают лишь смотреть на красивые отчеты и закрывать глаза на недостатки.

    Эксперт утверждает, что проблема действительно существует, она острая, мы сами в России ее наблюдаем:

    — Мне лично известна одна школа, которая находится в сельской местности, где целый учебный год не было учителя по биологии. Детям просто ставили оценки, чтобы показать, что предмет есть. Им же не могут ничего там не поставить. Поэтому необходимо уделить особое внимание вопросам образования и инвестировать в его развитие. Не случайно история показывает, что любая модернизация страны начинается с качественных инвестиций в образование. Вспомним советский период, когда за 5-10 лет страна, где большинство населения было неграмотным, была преобразована в страну с высоким уровнем грамотности, даже на отдаленных национальных окраинах и в сельской местности. Открывались новые школы, быстро обучались учителя. Подготовка учителей, в принципе, не требует много времени — два или три года достаточно, если стоит острая необходимость. Главное — это наличие желания и стремление к развитию.