Балет — это особый мир, где каждое движение превращается в произведение искусства, а каждая роль представляет собой серьезный вызов. Дарина Мосеева, артистка Большого театра, прославленная своими сольными и афишными партиями, с удовольствием делится своими размышлениями о пути к этому искусству.
В интервью с нашим изданием Дарина расскажет о том, как она пришла к осознанию своей любви к балету, о том, как создаются образы для каждой роли, а также о том, как ей удается поддерживать физическую форму и справляться с творческими кризисами.
— Дарина, расскажите, пожалуйста, о моменте, когда вы поняли, что хотите стать балериной. Когда это произошло?
— Процесс осознания того, что я хочу стать балериной, был довольно стремительным. Мама отвела меня в детскую школу искусств, но я часто пропускала занятия, потому что не чувствовала желания заниматься хореографией. Однако мне всегда нравилось активное времяпрепровождение, связанное с движением.
Когда мне было 14 лет, я поступила в Академию Эйфмана в Санкт-Петербурге и начала профессионально заниматься балетом. Для совсем юной девочки нагрузки были очень большими, но мне всё нравилось. В силу возраста я не могла осознать, что это дело всей моей жизни.
Через три года обучения я стала больше смотреть балетные спектакли, слушать интервью с артистами балета и посещать различные лекции. Я всё глубже погружалась в мир балета — сложный, но в то же время сказочно красивый. Именно тогда я поняла, что хочу связать свою жизнь с этим видом искусства и стать профессиональной артисткой балета.
— Каждая роль требует от вас глубокого погружения. Как вы работаете над созданием образа, и какие техники вам в этом помогают?
— Прежде чем приступить к подготовке партии, я изучаю историю создания балета, а также биографию композитора и хореографа, которые работали над спектаклем. Кроме того, я читаю литературное произведение, на основе которого поставлен балет. Всё это помогает мне погрузиться в исторический контекст и привнести в партию своё видение.
Затем я начинаю смотреть видео с разными исполнителями, чтобы выучить хореографический текст. При дальнейших просмотрах я обращаю внимание на интересные моменты, которые могу адаптировать под себя и дополнить свой образ.
После этого начинается долгая и кропотливая работа в зале с педагогом-репетитором. Здесь я оттачиваю технику и прорабатываю образ. Вместе с педагогом мы ищем пути, как можно украсить движение и наполнить его смыслом.
— Какова ваша философия питания? Как вы адаптируете свой рацион в зависимости от предстоящих ролей?
— Я стараюсь придерживаться разнообразного питания и отдаю предпочтение белковым блюдам. Так как у меня очень мало свободного времени, обед и ужин я заказываю, а вот завтрак готовлю сама — это для меня своеобразный утренний ритуал.
Поскольку мы много тренируемся в течение рабочего дня, я не думаю о диетах и голодовках. Наоборот, я стараюсь обеспечить себя достаточно калорийной, но при этом полезной едой, которая насытит мой организм витаминами и разными микроэлементами и даст мне больше сил для высоких нагрузок.
В отпуске я более тщательно подхожу к вопросу питания и слежу за калоражем, поскольку нагрузка значительно сокращается и нужно держать себя в форме.
— Бывают ли у вас «дни невдохновения»? Как вы справляетесь с такими моментами в своей творческой жизни?
— К сожалению, да, такие дни иногда случаются из-за недосыпа или перегрузок. Конечно, хотелось бы, чтобы их было как можно меньше, ведь мы непосредственно связаны с искусством и стремимся дарить людям эстетическое наслаждение. Однако важно помнить, что подобные периоды свойственны каждому, и главное — найти способ выйти из этого состояния и вновь обрести вдохновение.
— Какие спектакли или роли стали для вас настоящим открытием и изменили ваше восприятие театра?
— «Лебединое озеро». Помню, как после государственных экзаменов я уехала в Санкт-Петербург и попала на «Лебединое озеро» в Мариинский театр. Я испытала катарсис: по телу бегали мурашки от происходящего — слияние гениальной музыки Чайковского, чувственной хореографии Петипа, живописных декораций, погружающих тебя в мир лебедей. Но больше всего на меня произвело впечатление то, как ведущая балерина передала через пластику тела образ трепетной Одетты.
В этот момент я поняла, какое удовольствие получает зритель, когда артист на сцене по-настоящему предан искусству и желает передать образ, тщательно продуманный до мелочей — тогда происходит магия, истинное творчество.
— Как вы отдыхаете и восстанавливаетесь после напряженных репетиций и выступлений? Есть ли у вас особые увлечения вне сцены?
— Сразу после спектакля я стараюсь расслабить тело массажем. Если чувствую боль в теле, делаю компрессы.
Я предпочитаю активный отдых, поэтому поход в музей, театр, кино или прогулка в хорошую погоду заряжают меня и восстанавливают моё ментальное состояние гораздо быстрее, чем целый день пролежать в постели.
— Расскажите, пожалуйста, о самой сложной роли, которую вам приходилось исполнять. Что было самым трудным в процессе подготовки к ней?
— Наиболее сложной для меня оказалась партия Гамзатти. Она требует глубокого погружения в образ, который включает в себя сложную драматургию и особую пластику тела. Гамзатти — дочь Раджи, царственная и волевая, но в то же время юная и влюбленная в отважного воина Солора. Многогранность внутреннего мира этой героини и технически сложная составляющая её образа вызывают особый интерес.
— Как взаимодействие с другими артистами влияет на вашу работу? Есть ли у вас особые творческие партнёры, с которыми вам особенно комфортно работать?
— Мой главный источник вдохновения и поддержки в театре — это мой педагог! Я танцую под руководством Нины Капцовой, примы-балерины Большого театра России и Заслуженной артистки Российской Федерации. Её наставничество и мудрость помогают мне не останавливаться на достигнутом и мотивируют на новые свершения.
Мы очень дружный коллектив талантливых и целеустремлённых артистов. Как и везде, у нас царит здоровая конкуренция, которая помогает нам двигаться вперёд и совершенствоваться.
— Как вы видите развитие своей карьеры в будущем? Есть ли у вас мечты, которые вы еще не осуществили?
— Я стремлюсь укрепить свой организм и развить выносливость, чтобы он мог справляться с большими нагрузками. Это позволит мне реализовать мои желания и превратить их в реальность. Я считаю, что есть несколько партий, которые могут раскрыть мой потенциал. Мне нравится процесс внутренней работы над образом, поэтому любая драматически насыщенная партия всегда будет мне интересна.
— Какой совет вы можете дать начинающим маленьким девочкам-балеринам?
— Если у вас есть цель и желание, вы обязательно ее достигнете. Вера в себя, поддержка близких и неугасающая творческая энергия — вот что позволяет достичь настоящего успеха. Шаг за шагом, постепенно развивая свое тело, технику и умственные способности, юные балеринки овладевают навыками, необходимыми для их профессионального будущего.
Мой главный совет — научитесь слушать свое тело и чувствовать, когда нужно остановиться или сократить нагрузку, чтобы избежать травм и выгорания.