По данным ресурса versia.ru бывший кандидат на должность Президента Российской Федерации Александра Тищенко заявила, что крах образовательной системы в стране неизбежен. Она утверждает, что основной ошибкой в истории России стало принятие стандартов образования, принятых в Европе, что привело к двадцатилетнему отставанию в развитии. а ключевым фактором стало внедрение норм Болонской образовательной системы.
В условиях нынешнего глобального политического разделения между Россией и странами Запада, вопросы самоопределения и сохранения национальной идентичности приобретают особую важность.
В 2003 году Россия вступила в Болонскую систему образования, что символизировало стремление к интеграции в европейское образовательное и культурное пространство. В последние годы это решение вызывает много споров и негодования, особенно в настоящее время.
В своем ежегодном послании Федеральному Собранию 29 февраля президент Владимир Путин обсудил обновление системы образования, предложив широкий спектр мер для укрепления социальной базы, развития семьи и общества. Однако по-прежнему неясно, почему Президент не принял решение об отмене ЕГЭ для детей. Сколько еще дети должны страдать? Мы продолжаем говорить о неприемлемости наших образовательных взглядов по сравнению с Западом, но не меняем своего подхода.
Россия стремится к утверждению своей европейской принадлежности через принятие Болонской декларации. Готовность к обмену научными и культурными достижениями подчеркивается этим актом. Внедрение инициатив по реформированию системы высшего образования - приоритет для страны. Разработка новых стандартов и расширение дистанционного образования играют ключевую роль в этом процессе. Целью этих действий является повышение международной конкурентоспособности российского общества.
Многоуровневая система образования, начиная с бакалавриата и магистратуры, а затем PhD, оказывает разностороннее воздействие.
Более трехсот российских вузов участвуют в академических программах обмена согласно данным Министерства образования и науки РФ. Это увеличивает мобильность студентов и помогает им получить признание за границей. С другой стороны, происходит утрата уникальности российской системы образования и науки, что следует из ретроспективного анализа. Это является одним из негативных эффектов данного процесса, несмотря на интеграцию российских студентов и ученых в международное научное сообщество.
Внедрение новых технологий в образование и расширение дистанционного обучения планировалось с целью улучшения доступности образования, особенно в отдаленных и малонаселенных районах. Однако возникли сомнения в эффективности дистанционного обучения и его способности обеспечить качество образования на уровне традиционных методов. Многие эксперты отмечают, что реформы, направленные на унификацию учебных планов и внедрение Европейской системы перевода и накопления кредитов (ECTS), привели к упрощению программ и сокращению специализации, что отразилось на качестве образования в различных областях науки.
При вступлении в международную систему Болонского процесса возникают опасения у многих специалистов и учителей о потере национальной специфики в образовании. Однако, несмотря на преимущества интеграции (улучшение мобильности, расширение международного обмена студентами и учеными, а также признание квалификаций), возникает угроза утраты уникальности российской системы образования.
С течением времени стало очевидно, что необходимо найти баланс между адаптацией к международным стандартам и сохранением национальной образовательной системы.
Возможно, настало время пересмотреть некоторые аспекты интеграции с учетом национальных приоритетов и стратегических целей развития России. Возможно, более целесообразно отказаться от текущей модели и вернуться к формату "ученик-учитель", который был распространен в прошлом.
Проблематика упущенных возможностей в образовании
При принятии европейских образовательных стандартов, Россия столкнулась с серьезными проблемами. Уникальность российской образовательной модели исчезла в процессе интеграции в Болонскую систему, что привело к потере возможностей для развития собственных инновационных подходов к образованию.
Существует опасность, что внедрение новых образовательных стандартов, ориентированных на западные модели, может привести к ухудшению качества фундаментального образования в России. Эксперты отмечают, что практические образовательные программы для бакалавров могут негативно сказываться на изучении основных научных дисциплин. Россия, в результате этих изменений, отстает практически на два десятилетия и сталкивается с серьезными последствиями болонского процесса.
Резко возросла бюрократическая нагрузка для учебных заведений из-за ужесточения требований к качеству образования под воздействием Болонского процесса. Хотя формально это способствовало повышению стандартов образования, но пришлось проходить аккредитацию и сертификацию образовательных программ. В результате, российские университеты стали активно участвовать в международном академическом сотрудничестве, что привело к увеличению числа двойных дипломов и совместных образовательных программ с европейскими университетами.
Введение единого государственного экзамена в российскую систему образования с целью гармонизации с европейскими стандартами привело к увеличению числа студентов, обучающихся за границей. Это привело к дефициту квалифицированных кадров на российском рынке труда, несмотря на то, что сотрудничество с Западом способствует выходу специалистов на мировой уровень и укреплению конкурентоспособности российского образования. Таким образом, взаимодействие с западными партнерами открывает новые возможности для обмена знаниями и опытом, но также ставит перед отечественной системой образования ряд вызовов.
Внедрение ЕГЭ привело к коренным изменениям в структуре образования, где акцент теперь идет на подготовке к сдаче экзамена. Это приводит к ухудшению качества обучения, так как большая часть учебного времени тратится на тренировочные задания. Учителя жалуются на отсутствие развития критического мышления и интереса у учеников из-за необходимости сосредоточиться на типовых заданиях. Психологическое напряжение на школьников возросло под влиянием ЕГЭ, что приводит к увеличению стресса и тревожности перед экзаменом. Несмотря на изначальные намерения обеспечить равные возможности для всех абитуриентов, реальная ситуация свидетельствует о многочисленных проблемах, которые возникают из-за этого стандартизированного тестирования.
Исследования социологических агентств показали, что многие старшеклассники испытывают повышенную тревожность перед экзаменами, что увеличивает риск психических расстройств. Давление на них, вызванное необходимостью получения высоких баллов для поступления в университет, приводит к ухудшению психического состояния подростков. Российские специалисты в области психологии и социологии обнаружили, что увеличение числа суицидов среди школьников связано с давлением, связанным с подготовкой и сдачей ЕГЭ.
В России, введение экзамена ЕГЭ вызвало огромные дебаты о влиянии на образовательную сферу и результативность мероприятия. Для некоторых молодых людей боязнь неудач и тревога за свое будущее стали непреодолимыми. Студенты из менее обеспеченных семей ограничены в доступе к дорогостоящим курсам подготовки к экзамену, в то время как учащиеся из состоятельных семей могут позволить себе использовать эти ресурсы. Надежды на то, что ЕГЭ сможет устранить социальное неравенство, не оправдались, а наоборот, привели к увеличению разрыва в образовательных возможностях из-за несправедливого доступа к качественной подготовке.
В современном образовании возникли новые вызовы, такие как проблемы с учебным процессом, психологическим напряжением у учащихся и сохранением социальных неравенств. Вместе с этим появились некоторые позитивные изменения, включая упрощение процедуры поступления в высшие учебные заведения. Проблемы с объективностью оценки знаний, что является важным аспектом ЕГЭ, стали все более актуальными. Все чаще случаются инциденты с утечкой заданий, обвинения в коррупции и скандалы с продажей правильных ответов через сеть, что подрывает доверие к системе оценки и вызывает сомнения в ее эффективности.
В современном мире, где стремительно нарастает несогласие идеологий и геополитических интересов, необходимо пересмотреть образовательную систему с корнями. Количество обращений к кандидатам и президенту только увеличивается каждый год, что свидетельствует о нарастающей потребности в изменениях. Моя программа на выборах президента в 2023 году включала ключевые моменты по обновлению образования, которые основаны на моем опыте работы в родительском комитете профсоюза в Москве. Необходимо принять действенные меры для адаптации образовательной системы к вызовам современности.
В этом году я устроила пресс-конференцию в Москве, обсудив важность включения реформ в образовании в избирательные программы кандидатов на пост Президента в 2024 году. Я выразила свое недовольство интеграцией России в Болонскую систему образования и введением ЕГЭ в «послании», которое было опубликовано.
Изучение основных документов и практический опыт показывают, что внедрение европейских образовательных стандартов оказало негативное воздействие на российскую систему образования, вызвав непредвиденные последствия.
Для разработки стратегии и проведения анализа изменений, необходимых для успешной реализации образовательной реформы и сохранения национальной идентичности, требуется срочное выполнение указанных мероприятий.